Во время первого чтения текста вести записи в черновике не рекомендуется, так как в процессе первичного восприятия текста происходит его целостное понимание: понимание темы, проблемы, отношения автора к теме и проблеме, композиции текста.
По окончании первого чтения в черновике рекомендуется тезисно сформулировать основную тему (о чем текст?), проблему (какой вопрос является главным в рассуждении автора?) И позицию автора по отношению к обсуждаемому вопросу. Составить план текста, отражающий количество микротем и их основное содержание, а также логику развития авторского рассуждения: тезис (тезисы) - аргумент (аргументы) - вывод.
Записать ключевые понятия и слова, наиболее выразительные средства авторской речи.
Процесс оформления записей на черновике, их анализ и оценка по отношению к исходному тексту помогут школьнику определить и зафиксировать реальные затруднения в понимании текста, ответить на вопрос: что необходимо уточнить в процессе второго чтения?
Второе чтение текста.
По ходу второго чтения текста допускается внесение уточнений в записи черновика.
Уточняется количество микротем и их границы; главная и второстепенная информация, ключевые понятия и слова в контексте главной информации; средства связи между абзацами; вносятся изменения в план текста.
Рекомендуется приступать к написанию сжатого изложения только после завершения работы с черновиком.
Этапы работы над сжатым изложением
Этапы учебной деятельности | Содержание учебной деятельности | Процесс учебной деятельности |
(1) | (2) | (3) |
ПЕРВОЕ
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА | ||
1.
Этап определения темы текста. | Ответ
на вопрос: «О
чем текст?» | Как
определить тему? Тема определяется различными способами:
|
2.
Этап определения идеи текста. | Ответ
на вопрос: «Зачем
автор его написал?», «Какую
мысль хотел выразить?» | Что
нам помогает сформулировать идею?
|
3.
Этап определения структуры текста. | Назовите
композиционные части текста.
Запишите
основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. | Композиция
текста – построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. |
ВТОРОЕ
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА | ||
4.
Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей
темы. | Выполнение
задания: «Определите
на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз
читающего». «Определите
микротему каждого абзаца». Запиши
ее кратко ответив на вопросы: «Одинакова
ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие
предложения являются основными?» Абзацы
пронумеруйте. | Абзац
– показатель микротемы, поэтому
внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст
изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничить основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротем. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста. |
Сокращение текста
Способы сокращения текста
|
|
Содержательные
|
Языковые
|
·
Разделение
информации на главную и второстепенную
|
·
Исключение
|
Исключение
|
|
·
вводных слов;
|
|
При исключении необходимо
|
|
1.
выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные
подробности и детали.
2. объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. |
|
Обобщение или объединение
|
|
·
парцеллированных предложений;
|
|
При объединении необходимо
|
|
1.
найти в тексте мелкие, единичные факторы;
2. найти в них общее; 3. объединить эти факты на основе общего; 4. сформулировать получившееся предложение. |
|
Замена
|
|
·
однородных членов обобщающим словом;
|
|
При замене необходимо
|
|
1.
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с
помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
2. сформулировать получившееся предложение. |