Первое чтение текста. Во время первого чтения текста вести записи в черновике не рекомендуется, так как в процессе первичного восприятия текста происходит его целостное понимание: понимание темы, проблемы, отношения автора к теме и проблеме, композиции текста. По окончании первого чтения в черновике рекомендуется тезисно сформулировать основную тему (о чем текст?), проблему (какой вопрос является главным в рассуждении автора?) И позицию автора по отношению к обсуждаемому вопросу. Составить план текста, отражающий количество микротем и их основное содержание, а также логику развития авторского рассуждения: тезис (тезисы) - аргумент (аргументы) - вывод. Записать ключевые понятия и слова, наиболее выразительные средства авторской речи. Процесс оформления записей на черновике, их анализ и оценка по отношению к исходному тексту помогут школьнику определить и зафиксировать реальные затруднения в понимании текста, ответить на вопрос: что необходимо уточнить в процессе второго чтения? Второе чтение текста. По ходу второго чтения текста допускается внесение уточнений в записи черновика. Уточняется количество микротем и их границы; главная и второстепенная информация, ключевые понятия и слова в контексте главной информации; средства связи между абзацами; вносятся изменения в план текста. Рекомендуется приступать к написанию сжатого изложения только после завершения работы с черновиком.
Этапы работы над сжатым изложением
Этапы учебной деятельности
Содержание учебной деятельности
Процесс учебной
деятельности
(1)
(2)
(3)
ПЕРВОЕ
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
1.
Этап определения темы текста.
Ответ
на вопрос:
«О
чем текст?»
Как
определить тему? Тема
определяется различными способами:
по началу текста;
по ключевым
словам;
по ключевым
эпизодам;
по поступкамили размышлениям героев
(автора);
по заглавию
текста.
2.
Этап определения идеи текста.
Ответ
на вопрос:
«Зачем
автор его написал?»,
«Какую
мысль хотел выразить?»
Что
нам помогает сформулировать идею?
Общая
тональность звучания текста;
настроение,
которое вызывает прочтение текста;
отношение
автора к событиям, героям;
наличие в тексте
тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение
авторской позиции).
3.
Этап определения структуры текста.
Назовите
композиционные части текста.
Запишите
основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
Композиция
текста – построение текста. Как
правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис
– положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в
котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как
сформулировать тезис? Из
нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки
изложены обобщенно. Формулирование
тезиса – один из приемов сжатия текста.
ВТОРОЕ
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
4.
Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей
темы.
Выполнение
задания:
«Определите
на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз
читающего».
«Определите
микротему каждого абзаца».
Запиши
ее кратко ответив на вопросы:
«Одинакова
ли роль каждого предложения в микротеме?»,
«Какие
предложения являются основными?»
Абзацы
пронумеруйте.
Абзац
– показатель микротемы, поэтому
внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст
изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Микротема
– содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной
мыслю – абзац. Как
определить микротемы текста? По
ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как
определить микротему кратко? При
написании сжатого изложения необходимо разграничить основные и дополнительные
(избыточные, пояснительные и др.) предложения микротем. К основным относятся
предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е.
сохранить его цельность и связность. К
дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали,
описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать
кратко на основе обобщения. Исключение
избыточной информации – еще один прием сжатия текста.
Сокращение текста
Способы сокращения текста
Содержательные
Языковые
·Разделение
информации на главную и второстепенную ·Свертывание информации за счет обобщения
·Исключение ·Обобщение ·Замена
Исключение
·вводных слов; ·однородных членов предложений; ·повторов; ·однотипных примеров; ·риторических вопрос и восклицаний; ·цитат; ·деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; ·пояснений; ·рассуждений; ·описаний; ·слов, предложений, которые могут быть удалены без
ущерба для содержания.
При исключении необходимо
1.
выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные
подробности и детали. 2.
объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Обобщение или объединение
·парцеллированных предложений; ·ряда предложений, связанных одной мыслью; ·частей предположений; ·конкретных, единичных факторов, событий, явлений.
При объединении необходимо
1.
найти в тексте мелкие, единичные факторы; 2.
найти в них общее; 3.
объединить эти факты на основе общего; 4.
сформулировать получившееся предложение.
Замена
·однородных членов обобщающим словом; ·сложного предложения – простым; ·части предложения или ряда предложений общим понятием
или выражением; ·прямой речи – косвенной; ·части текста одним предложением; ·части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
1.
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с
помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.; 2.
сформулировать получившееся предложение.