Четверг, 02.05.2024, 19:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Митрофановой Л.Ф.

Форма входа
Категории раздела

Коллегам-словесникам

Главная » Статьи » Русский язык

Конкурс знатоков «Люби и знай русский язык и литературу»

Конкурс знатоков «Люби и знай русский язык и литературу»

для 6 классов

 

Цели и задачи

  • развитие творческих способностей детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу;
  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;
  • развитие сообразительности, находчивости, расширение общего кругозора. 

Ход конкурса

 

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык и Литература. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие две команды. Давайте с ними познакомимся (команды представляют свою визитную карточку: название, эмблему, девиз).

У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.

 

II. Соревнование команд

I тур. Тайны фонетики

1. Угадайте слова


Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но (к) на (ц) перемени –

Я по болоту зашагаю.

Готов вас напоить водой,

Но (э) прибавите в начало,

И соберу перед собой

Я зрителей в квартире, зале.

С (б) мучительной бываю,

С (м) одежду пожираю,

С (р) актеру я нужна.

С (с) для повара важна.

 

Несет меня с трудом старик,

Но если (ю) прибавить,

В миг к нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет.


2. Кто лучше прочитает скороговорку?

1 команда

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

 

2 команда

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа… -

И вошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

 

II тур. Секреты морфемики

1. У вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за одну минуту и получить две пословицы. Это задание оценивается в два балла. Время пошло.

Пословицы:

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь

Не спеши языком - торопись делом.

(карточки на пословицы разрезаны на фрагменты и перемешаны)

 

2. Шарады.

а) Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природа, суффиксы от слова обязательный, окончание от слова великое, то получим слово, обозначающее признак предмета.

б) Возьмите приставку от слова сдача, корень от слова пряжа, суффикс и окончание от слова растение. Какой термин у вас получился?

 

 

III тур. Загадки лексики

Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к место и ко времени. «Хромое слово – кривая речь», - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.

 

1. Домашнее задание. Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. Объясните их значение.

Белая ворона, Где раки зимуют, Гнаться за двумя зайцами, Комар носа не подточит, Лебединая песня, Мартышкин труд, На козе не подъедешь, Пустить петуха, Свинью подложить, Синяя птица, Медвежья услуга, Медведь на ухо наступил

 

2. Отгадайте загадки с трех попыток.

а)   1) он в голове у легкомысленного, несерьезного человека (1 попытка)

2) его советуют искать в поле (2 попытка)

3) на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка)

Отгадка – ветер

 

б)  1) его вешают, приходя в уныние

2) его задирают, зазнаваясь

3) его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Отгадка – нос.

 

3. Конкурс «Найди пару». Команды получают карточку с устаревшими словами и записывают синонимы - современные слова.


врата

незримый

взирать

очи

глаголить

перст

уста

брадобрей

чаять


 

IV тур. Секреты орфографии

Найдите ошибки и исправьте их.

Жалоба

Дядя прашу тебя памаги твоей плимяннице Оле а то небудет ее наги в этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слова учитель поставил два а сам сказал что маю работу даже несмок прочитать. Папраси его дядя исправить двойку и поставить мне пять.


V тур. Литературный.

1. Конкурс капитанов.

1 команда

Как называется?

1) повторение однородных согласных звуков (аллитерация)

2) разговор двух или нескольких лиц (диалог)

3) построение художественного произведения (композиция)

4) картина природы в художественном произведении (пейзаж)

5) сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях (мифы)

 

2 команда

Как называется?

1) речь одного лица в произведении (монолог)

2) изображение внешности героя в произведении (портрет)

3) жанры повествовательных произведения (рассказ, повесть, роман)

4) красочное определение, имеющее переносных смысл (эпитет)

5) отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью (эпизод)

 

2. Конкурс «Что за прелесть эти сказки»

а) Из какой сказки?

1) Пошатнулась не дыша ,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала...

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

 

2) … С высокой спицы

Стал стеречь его границы…

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется.

(Сказка о золотом петушке)

 

3) Вот море кругом обежавши,

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь

(Сказка о попе и работнике Балде)

 

4) За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она их пряником печатным

(Сказка о золотой рыбке)

 

б) Чьи слова?

1) «Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее»

(Зеркальце)

2) «Ветер-ветер, ты могуч,

ты гоняешь стаи туч»

(Елисей)

3) «Чего тебе надобно, старче?» (золотая рыбка)

4) «Что я? Царь или дитя? –

Говорит он не шутя, -

Нынче ж еду»

(царь Салтан)

Категория: Русский язык | Добавил: amitrofanova (19.02.2013)
Просмотров: 1269 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz