Урок по теме: «НЕ с именами прилагательными» 6 класс
Ход урока
I. Организационный момент
Запись в тетрадь числа, темы урока. Мобилизовать учащихся на урок, быстро включить их в деловой ритм.
Озвучить цель урока: закрепить на практике знания по теме «Правописание НЕ с прилагательными», систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках.
II. Проверка домашнего задания.
Цель – проверить умение учащихся применять полученные знания при самостоятельном выполнении домашнего задания.
Привести примеры слитного написание НЕ с прилагательными из домашнего задания (Русский язык: рабочая тетрадь для 6 класса. Часть II / Богданова Г.А.; упр. 66), объяснить правописание.
Пишется слитно (без НЕ не употребляется):
нелепый вид
небрежная запись
неприступная крепость
Пишется слитно (можно заменить синонимом):
небольшой портфель
неровная дорога
очень некрасивый шарф
дорогая неровная, но короткая
недобрый человек
недорогой, а красивый ситец
негромкое чтение
неглубокая, но широкая река
Вопрос к классу: «Объясните, почему в некоторых словосочетания НЕ пишется слитно, хотя есть союз А или НО. Как называется такое явление?»
Ответ: сопоставление, эти прилагательные можно заменить синонимом.
Привести примеры раздельного написание НЕ с прилагательными, объяснить правописание.
Пишется раздельно:
вовсе не красивый поступок
не высокий, а низкий дом
путь не долог, а близок
ничуть не интересный фильм
III. Творческая работа.
Выполняется по рядам. На листах, которые даны каждому ученику, выполнить следующие задания. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.
1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:
встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)
почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)
работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)
Образец.
Встреча нерадостная (можно заменить синонимом «грустная»)
Встреча нечаянная (без НЕ не употребляется)
2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:
задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)
рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)
погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)
Образец
погода не солнечная, а пасмурная (есть противопоставление с союзом «а»)
погода совсем не жаркая (есть усиление отрицания «совсем не»)
3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:
рассеянный ученик (невнимательный)
молчаливый человек (неразговорчивый)
плохая погода (ненастная)
грубый мальчик (невоспитанный, невежественный)
Образец
грубый мальчик - невоспитанный
Примечание. Можно работать в парах.
IV. Работа с текстом. Тексты на листах у каждого ученика.
Пр_морская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Особенно она поражает (не)обыкнове(н,нн)ой красотой весной.
(Не)большие деревца с пышн__ кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.
Рядом с ними расцветают сибирские яблони. У подножья сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикая вишня.
Задания к тексту.
1. Прочитайте текст. В каком предложении выражена главная мысль текста?
2. Определите стиль и тип речи. Докажите. Найдите художественные средства в тексте. (Обращаем внимание учащихся на плакаты «Стили речи» и «Типы речи», размещенные на доске)
Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.
Особенности художественного стиля:
- изображение словами каких-то картин (образность);
- выражение определенного чувства (эмоциональность);
- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).
Эпитеты: удивительный нерукотворный сад, необыкновенной красотой, пышные кроны, невзрачные кусты
Сравнения будто покрытые лебяжьим пухом
Тип речи – описание природы
3. Объясните значение слова «нерукотворный».
4. Подберите синоним к слову «необыкновенный» (удивительный, замечательный)
5. Подберите антоним к слову «небольшие».
6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание прилагательных.
7. Объясните знак препинания в первом предложении.
Примечание. При выполнении заданий №4-7 возможна работа в парах.
Задания по группам.
1 ряд. Синтаксический разбор первого предложения.
2 ряд. Морфологический разбор слова «удивительный» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 51)
3 ряд. Морфемный и словообразовательный разбор слов «приморская» и «сибирские» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 40)
Один учащийся от каждого ряда выполняет задание на доске с последующей коллективной проверкой.
V. Работа с сигнальными карточками.
У каждого ученика две карточки – красная (раздельно), синяя (слитно).
Учитель называет словосочетания, учащиеся поднимают карточки соответственно правописанию прилагательного.
Перед выполнением задания обсуждается вопрос: как пишутся с НЕ относительные и притяжательные прилагательные?
неряшливый вид
неинтересная книга
вовсе не грустный
портфель не кожаный
кабинет не папин
далеко не легкое дело
не молодой, а старый
Устно объяснить правописание.
VI. Тест.
Цель – проверить знания учащихся по теме.
Отметьте номера правильных ответов.
1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
а) если слово не употребляется без НЕ
б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом
в) если в предложении есть противопоставление с союзом А
2. Слово не употребляется без НЕ в предложении
а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
в) День выдался (не)жаркий.
3. Слово с НЕ можно заменить синонимом в предложении:
а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4. Слово с НЕ пишется слитно в предложении:
а) (Не)приятельская армия отступила.
б) Эта книга далеко (не)проста.
в) Нам продали (не)вкусное мороженое.
5. Слово с НЕ пишется раздельно
а) Посетитель был вовсе (не)скучен.
б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.
6. Допущена ошибка в написании НЕ в предложении
а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
б) Океан был совсем не спокойным.
в) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
VII. Домашнее задание.
Повторить правило (параграф 54)
Выполнить упражнение 308
VIII. Итог урока.
Каковы были цели нашего урока?
Что было главное в уроке?
Кто считает, что все задачи решены?
Что помогло решить поставленные задачи (система заданий, знание правил правописания, наша организованность и активность)?
Тест (для слабого класса)
Каждому учащемуся выдаются листок с формой для ответов. Учитель вслух называет словосочетания, а учащиеся должны отметить знаком «+» в соответствующей колонке правильный с их точки зрения ответ.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Слитно |
|
|
|
|
|
|
|
раздельно |
|
|
|
|
|
|
|
1. невзрачный костюм
2. нежаркий день
3. далеко не простое решение
4. не глубокое, а мелкое озеро
5. дорога неровная, но короткая
6. невкусное мороженое
7. дом не деревянный
|