Понедельник, 21.07.2025, 08:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Митрофановой Л.Ф.

Форма входа
Категории раздела

Коллегам-словесникам

Главная » Статьи » Русский язык

Разработка урока "НЕ с именами прилагательными" 6 класс


Урок по теме: 
«НЕ с именами прилагательными» 6 класс


Ход урока

I. Организационный момент

Запись в тетрадь числа, темы урока. Мобилизовать учащихся на урок, быстро включить их в деловой ритм.

Озвучить цель урока: закрепить на практике знания по теме «Правописание НЕ с прилагательными», систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках.

II. Проверка домашнего задания.

Цель – проверить умение учащихся применять полученные знания при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Привести примеры слитного написание НЕ с прилагательными из домашнего задания (Русский язык: рабочая тетрадь для 6 класса. Часть II / Богданова Г.А.; упр. 66), объяснить правописание.

 

Пишется слитно (без НЕ не употребляется):

нелепый вид

небрежная запись

неприступная крепость

Пишется слитно (можно заменить синонимом):

небольшой портфель

неровная дорога

очень некрасивый шарф

дорогая неровная, но короткая

недобрый человек

недорогой, а красивый ситец

негромкое чтение

неглубокая, но широкая река

Вопрос к классу: «Объясните, почему в некоторых словосочетания НЕ пишется слитно, хотя есть союз А или НО. Как называется такое явление?»

Ответ: сопоставление, эти прилагательные можно заменить синонимом.

Привести примеры раздельного написание НЕ с прилагательными, объяснить правописание.

Пишется раздельно:

вовсе не красивый поступок

не высокий, а низкий дом

путь не долог, а близок

ничуть не интересный фильм

 

III. Творческая работа.

Выполняется по рядам. На листах, которые даны каждому ученику, выполнить следующие задания. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.

1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:

встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)

почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)

работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)

Образец.

Встреча нерадостная (можно заменить синонимом «грустная»)

Встреча нечаянная (без НЕ не употребляется)

2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:

задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)

рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)

погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)

Образец

погода не солнечная, а пасмурная (есть противопоставление с союзом «а»)

погода совсем не жаркая (есть усиление отрицания «совсем не»)

3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:

рассеянный ученик  (невнимательный)

молчаливый человек (неразговорчивый)

плохая погода (ненастная)

грубый мальчик (невоспитанный, невежественный)

Образец

грубый мальчик - невоспитанный

 

Примечание. Можно работать в парах.

IV. Работа с текстом. Тексты на листах у каждого ученика.

Пр_морская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Особенно она поражает (не)обыкнове(н,нн)ой красотой весной.

(Не)большие деревца с пышн__ кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. У подножья сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикая вишня.

 

Задания к тексту.

1. Прочитайте текст. В каком предложении выражена главная мысль текста?

2. Определите стиль и тип речи. Докажите. Найдите художественные средства в тексте. (Обращаем внимание учащихся на плакаты «Стили речи» и «Типы речи», размещенные на доске)

 

Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.

Особенности художественного стиля:

- изображение словами каких-то картин (образность);

- выражение определенного чувства (эмоциональность);

- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).

Эпитеты: удивительный нерукотворный сад, необыкновенной красотой, пышные кроны, невзрачные кусты

Сравнения  будто покрытые лебяжьим пухом

Тип речи – описание природы

 

3. Объясните значение слова «нерукотворный».

4. Подберите синоним к слову «необыкновенный» (удивительный, замечательный)

5. Подберите антоним к слову «небольшие».

6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание прилагательных.

7. Объясните знак препинания в первом предложении.

 

Примечание. При выполнении заданий  №4-7 возможна работа в парах.

 

Задания по группам.

1 ряд. Синтаксический разбор первого предложения.

2 ряд. Морфологический разбор слова «удивительный» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 51)

3 ряд. Морфемный и словообразовательный разбор слов «приморская» и «сибирские» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 40)

 

Один учащийся от каждого ряда выполняет задание на доске с последующей коллективной проверкой.

 

V. Работа с сигнальными карточками.

У каждого ученика две карточки – красная (раздельно), синяя (слитно).

Учитель называет словосочетания, учащиеся поднимают карточки соответственно правописанию прилагательного.

Перед выполнением задания обсуждается вопрос: как пишутся с НЕ относительные и притяжательные прилагательные?

 

неряшливый вид

неинтересная книга

вовсе не грустный

портфель не кожаный

кабинет не папин

далеко не легкое дело

не молодой, а старый

Устно объяснить правописание.

 

VI. Тест.

Цель – проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

 

1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

а) если слово не употребляется без НЕ

б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом

в) если в предложении есть противопоставление с союзом А

 

2. Слово не употребляется без НЕ в предложении

а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.

б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

в) День выдался (не)жаркий.

 

3. Слово с НЕ можно заменить синонимом в предложении:

а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

 

4. Слово с НЕ пишется слитно в предложении:

а) (Не)приятельская армия отступила.

б) Эта книга далеко (не)проста.

в) Нам продали (не)вкусное мороженое.

 

5. Слово с НЕ пишется раздельно

а) Посетитель был вовсе (не)скучен.

б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.

 

6. Допущена ошибка в написании НЕ в предложении

а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

б) Океан был совсем не спокойным.

в) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

 

VII. Домашнее задание.

Повторить правило (параграф 54)

Выполнить упражнение 308

 

VIII. Итог урока.

Каковы были цели нашего урока?

Что было главное в уроке?

Кто считает, что все задачи решены?

Что помогло решить поставленные задачи (система заданий, знание правил правописания, наша организованность и активность)?

Тест (для слабого класса)

Каждому учащемуся выдаются листок с формой для ответов. Учитель вслух называет словосочетания, а учащиеся должны отметить знаком «+» в соответствующей колонке правильный с их точки зрения ответ.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Слитно

 

 

 

 

 

 

 

раздельно

 

 

 

 

 

 

 

 

1. невзрачный костюм

2. нежаркий день

3. далеко не простое решение

4. не глубокое, а мелкое озеро

5. дорога неровная, но короткая

6. невкусное мороженое

7. дом не деревянный

 

 

Категория: Русский язык | Добавил: amitrofanova (20.02.2013)
Просмотров: 20535 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 TerryzeX  
0
Как помыть машину?

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный конструктор сайтовuCoz