УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ
7 класс
Ход урока
I Слово учителя: «Внимательно послушайте стихотворение «Наш язык и скромен и богат». Подумайте, какова основная мысль текста? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока сегодня?»
Чтение учеником наизусть стихотворения:
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспоминается наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
(Э.Куклина)
После обсуждения учащиеся записывают в тетради тему урока. Учитель называет основную цель урока: «Сегодня мы будем учиться определять роль наречий в тексте как средства выразительности и средства связи предложений в тексте, а также учиться использовать наречия в собственной речи».
II Анализ текста, распечатанного на отдельных листах для каждого учащегося:
Темное чистое небо торжестве(н, нн)о и необ…ятно высоко стояло над нами со всем своим таинстве(н, нн)ым великолепием. Сладко ст…снялась грудь вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.
Кругом не слышалось почти (ни)какого шума… Лишь изредк… в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и пр…брежный трос…ник слабо зашумит едва поколебле(н, нн)ый набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали.
Задания к тексту:
-
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
-
Кто автор отрывка? Из какого произведения взят отрывок? (И.С. Тургенев "Записки охотника", рассказ "Бежин луг")
-
Определите главную мысль текста. Как можно его озаглавить?
-
Определите стиль текста, тип речи. Докажите, что стиль – художественный. Найдите художественные средства в тексте.
Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.
Особенности художественного стиля:
- изображение словами каких-то картин (образность);
- выражение определенного чувства (эмоциональность);
- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).
Эпитеты: темное чистое небо, томительный и свежий запах, таинственное великолепие
Олицетворения: огоньки потрескивали, тростник слабо зашумит.
Тип речи – описание природы.
5. Найдите в тексте наречия, докажите, что эти слова являются наречиями.
Основные признаки наречия
вопрос
грамматическое значение
неизменяемость
сочетаемость чаще с глаголом
синтаксическая роль – обстоятельство
6. Вспомним, что в зависимости от грамматического значения все наречия делят на две группы: определительные и обстоятельственные. Выполним задание по вариантам:
- найдите в тексте наречия, которые "живописуют" действия;
- найдите наречия, которые указывают на место и время действия.
Сделайте вывод, какую роль играют наречия в данном тексте.
7. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. Один ученик объясняет правописание слов, другой читает предложения, где пропущены знаки препинания, и объясняет их.
III Слово учителя: «Наречия могут использоваться не только для описания состояния природы, но и для описания внешнего вида человека, для оценки поступков, поведения человека, его характеристики, а также для описания процесса действий человека. Давайте выполним творческую работу и посмотрим, как вы умеете использовать наречия в собственной речи».
Класс делится на группы.
1 группа
Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий опытного конькобежца различные наречия: плавно, изящно, стремительно, великолепно и т.д.
2 группа
Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий начинающего конькобежца различные наречия: еле-еле, неуклюже, робко, неповоротливо и т.д.
3 группа
Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда одержала победу, используя различные наречия: восторженно, ликующе и т.д.
4 группа
Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда проиграла, используя наречия или слова категории состояния: удрученно, досадно, возмущенно, огорченно и т.д.
После выполнения задания зачитываются сочинения-миниатюры от каждой группы. Остальные учащиеся внимательно слушают, оценивают и выбирают наиболее удачные работы.
IV Слово учителя: «Чтобы наша речь была более выразительной, яркой, чтобы не повторять одни и те же наречия, надо уметь подбирать синонимы. В качестве синонимов у наречий часто используются фразеологические обороты. Что такое фразеологический оборот?».
Далее проводится игра-конкурс: «Кто больше и лучше?», который заключается в том, чтобы заменить наречие фразеологическим оборотом. Потом подводится итог: какая команда является победителем? Список слов и словосочетаний выводится на экран с помощью проектора.
сильно краснеть - до конца волос;
крепко спит - как убитый;
быстро скакать - во весь опор;
быстро бежать - во весь дух, во все лопатки, сломя голову; одна нога здесь, другая там;
громко кричать - во все горло, во всю ивановскую;
хорошо знать - как свои пять пальцев;
тесно - яблоку негде упасть;
темно - хоть глаз выколи;
мало - кот наплакал, раз, два- и обчелся;
медленно - черепашьим шагом, в час по чайной ложке;
рано - чуть свет, ни свет ни заря;
плохо - из рук вон, некуда не годится; спустя рукава; с грехом пополам;
много - куры не клюют;
скоро - со дня на день;
близко - рукой подать;
далеко – на краю света; у черта на куличиках; бог знает где; за тридевять земель; за морями, за долами; где раки зимуют.
V Слово учителя: «В употреблении наречий часто допускаются лексические и орфоэпические ошибки.
- Что вы понимаете под лексическими ошибками?
- Что вы понимаете под орфоэпическими ошибками?»
1. Слушается инсценировка «РЕЦЕПТ».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика :
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В шестом " Бы".
- "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
- Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь- то хорошо?
- Нормально! Особенно девочки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально ... В пух и прах хвалит ... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт - учебник грамматики русского языка.
"Актеры" задают вопрос: "Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки? "
2. На доске записаны словосочетания:
пиши красивее
не увидеть сослепу
вытереть досуха
вымыть добела
ударить наотмашь
вытри дочиста
увидеть мельком
упасть навзничь
сделай иначе
уехать надолго
наесться досыта
Задание – переписать словосочетания, поставить ударение в наречиях, прочитать их правильно. К доске вызывается один ученик.
3. На доске записаны предложения:
а) Мальчик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.
б) Вперед подумай, потом отвечай.
в) Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.
г) Раздели яблоко напополам.
д) Держитесь долее свободнее.
е) Я приду к тебе днями.
Задание – исправить лексические ошибки в употреблении наречий. К доске вызывается один ученик.
VI Слово учителя: «Наречия в нашей речи могут выполнять еще одну функцию – связывать в тексте предложения. Выполним практические задания и сделаем вывод о роли наречий как средстве связи предложений в тексте».
1. Чтение текста (Русский язык: рабочая тетрадь для 7 класса. Часть II / Богданова Г.А., упр.16):
Лесистую долину мы облюбовали для своих детских игр еще в младших классах. Тут всегда было прохладно и тихо. Став взрослыми, мы по привычке приходили туда, если надо было о чем-то поговорить. Там мы снова собрались, когда узнали, что долину скоро начнут застраивать. Пока же здесь щебетали птицы и шелестели ветки деревьев и кустов.
Задание: с помощью каких наречий связываются слова в тексте, укажите смысловой разряд наречий.
2. Раздается текст на листочках. Работа проводится в парах. Задание: заменить в тексте повторяющиеся слова наречиями и местоимениями, определить, какие изменения вызвала эта замена:
Рано утром я вошел в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошел в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновенье мышь юркнула в щель под сараем.
Слова для замены: туда же; там; оттуда; она.
Чтение исправленного текста.
Вывод о роли наречий.
VII Подведение итогов конкурса на лучшую творческую работу по теме "Наречие". Конкурс проводился за неделю до проведения урока. Учащимся было предложено сочинить стихотворение, рассказ, сказку о наречии, составить кроссворд и т.д. Зачитываются лучшие работы. Мы представляем стихотворение Сипилина Романа, ученика 7Б класса, ставшего победителем в конкурсе на лучшую творческую работу о наречии.
Наречие
Я, конечно, не поэт,
Спору с этим нету,
Но готов я изложить
Мысли по предмету.
"Наречие, наречие", -
Мы слышим очень часто,
Сейчас узнаем, что это,
И будет просто классно!
Признак действия обозначает
И на вопросы отвечает:
Как? Куда? И
Где? Когда?
Почему и отчего?
С какой целью? Для чего?
Но не буду на месте стоять,
Буду я свой рассказ продолжать.
Наречие не склоняется,
Наречие не спрягается,
Скажу вам по секрету,
Что форм у него нету…
Без наречий нам, конечно,
Ну, никак не обойтись!
Для дальнейшего ученья
Надо ими запастись.
Наречий много в мире есть,
Но всех их мне не перечесть:
По-французски, по-немецки,
Да по-братски, по-советски,
Во-вторых и как-нибудь,
Вдалеке, как-либо,
И по-рысьи, и чуть-чуть,
Дружески, игриво,
Сгоряча и поневоле,
Оттого и потому,
Сдуру, сослепу и вволю,
Вдвое, так и почему.
Люди умные здесь жили,
Хорошо язык учили.
Вместе все наречия были,
Их на группы разделили.
Наречия имеют значения:
Образа и способа действия,
Цели, меры и степени,
Причины, а также и времени.
Есть близняшки "ни" и "не",
Но какую ставить где?
Ударенье любит "не",
Без ударенья – "ни" везде:
Нигде, нисколько, никогда,
Никак и ниоткуда,
И негде, некто, некогда,
А также неоткуда.
Язык не может состоять
Лишь только из наречий,
Нам не надо исключать
Другие части речи.
Ну, а если отличить
Их никак не можешь,
То советую читать
Стих сей сколько сможешь.
Кто будет знать наречия "на пять",
Учить их долго и упорно,
Тот без запинки будет отвечать
На уроке Ларисы Федоровны!
VIII Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Чью работу на уроке вы бы оценили на «хорошо» и «отлично»?
|