Пятница, 03.05.2024, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Митрофановой Л.Ф.

Форма входа
Категории раздела

Коллегам-словесникам

Главная » Статьи » Русский язык

Разработка урока "Употребление наречий в речи" 7 класс

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ

7 класс

Ход урока

I Слово учителя: «Внимательно послушайте стихотворение «Наш язык и скромен и богат». Подумайте, какова основная мысль текста? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока сегодня?»

Чтение учеником наизусть стихотворения:

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспоминается наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

(Э.Куклина)

После обсуждения учащиеся записывают в тетради тему урока. Учитель называет основную цель урока: «Сегодня мы будем учиться определять роль наречий в тексте как средства выразительности и средства связи предложений в тексте, а также учиться использовать наречия в собственной речи».

 

II Анализ текста, распечатанного на отдельных листах для каждого учащегося:

 

Темное чистое небо торжестве(н, нн)о и необ…ятно высоко стояло над нами со всем своим таинстве(н, нн)ым великолепием. Сладко ст…снялась грудь вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.

Кругом не слышалось почти (ни)какого шума… Лишь изредк… в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и пр…брежный трос…ник слабо зашумит едва поколебле(н, нн)ый набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали.

 

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  2. Кто автор отрывка? Из какого произведения взят отрывок? (И.С. Тургенев "Записки охотника", рассказ "Бежин луг")

  3. Определите главную мысль текста. Как можно его озаглавить?

  4. Определите стиль текста, тип речи. Докажите, что стиль – художественный. Найдите художественные средства в тексте.

Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.

Особенности художественного стиля:

- изображение словами каких-то картин (образность);

- выражение определенного чувства (эмоциональность);

- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).

Эпитеты: темное чистое небо, томительный и свежий запах, таинственное великолепие

Олицетворения: огоньки потрескивали, тростник слабо зашумит.

Тип речи – описание природы.

 

5. Найдите в тексте наречия, докажите, что эти слова являются наречиями.

Основные признаки наречия

вопрос

грамматическое значение

неизменяемость

сочетаемость чаще с глаголом

синтаксическая роль – обстоятельство

6. Вспомним, что в зависимости от грамматического значения все наречия делят на две группы: определительные и обстоятельственные. Выполним задание по вариантам:

-  найдите в тексте наречия, которые "живописуют" действия;

- найдите наречия, которые указывают на место и время действия.

Сделайте вывод, какую роль играют наречия в данном тексте.

7. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. Один ученик объясняет правописание слов, другой читает предложения, где пропущены знаки препинания, и объясняет их.

 

III Слово учителя: «Наречия могут использоваться не только для описания состояния природы, но и для описания внешнего вида человека, для оценки поступков, поведения человека, его характеристики, а также для описания процесса действий человека. Давайте выполним творческую работу и посмотрим, как вы умеете использовать наречия в собственной речи».

Класс делится на группы.

1 группа

Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий опытного конькобежца различные наречия: плавно, изящно, стремительно, великолепно и т.д.

2 группа

Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий начинающего конькобежца различные наречия: еле-еле, неуклюже, робко, неповоротливо и т.д.

3 группа

Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда одержала победу, используя различные наречия: восторженно, ликующе и т.д.

4 группа

Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда проиграла, используя наречия или слова категории состояния: удрученно, досадно, возмущенно, огорченно и т.д.

После выполнения задания зачитываются сочинения-миниатюры от каждой группы. Остальные учащиеся внимательно слушают, оценивают и выбирают наиболее удачные работы.

 

IV Слово учителя: «Чтобы наша речь была более выразительной, яркой, чтобы не повторять одни и те же наречия, надо уметь подбирать синонимы. В качестве синонимов у наречий часто используются фразеологические обороты. Что такое фразеологический оборот?».

Далее проводится игра-конкурс: «Кто больше и лучше?», который заключается в том, чтобы заменить наречие фразеологическим оборотом. Потом подводится итог: какая команда является победителем? Список слов и словосочетаний выводится на экран с помощью проектора.

сильно краснеть - до конца волос;

крепко спит - как убитый;

быстро скакать - во весь опор;

быстро бежать - во весь дух, во все лопатки, сломя голову; одна нога здесь, другая там;

громко кричать - во все горло, во всю ивановскую;

хорошо знать - как свои пять пальцев;

тесно - яблоку негде упасть;

темно - хоть глаз выколи;

мало - кот наплакал, раз, два- и обчелся;

медленно - черепашьим шагом, в час по чайной ложке;

рано - чуть свет, ни свет ни заря;

плохо - из рук вон, некуда не годится; спустя рукава; с грехом пополам;

много - куры не клюют;

скоро - со дня на день;

близко - рукой подать;

далеко – на краю света; у черта на куличиках; бог знает где; за тридевять земель; за морями, за долами; где раки зимуют.

 

V  Слово учителя: «В употреблении наречий часто допускаются лексические и орфоэпические ошибки.

- Что вы понимаете под лексическими ошибками?

- Что вы понимаете под орфоэпическими ошибками?»

 

1. Слушается  инсценировка  «РЕЦЕПТ».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика :

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В шестом " Бы".

- "Бы"? Не знаю такого класса. А  дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно,  ужасно весело...

- Жутко дружно. Ужасно весело!  А учитесь- то хорошо?

- Нормально! Особенно девочки стараются. Их учительница в пух и прах  хвалит.

- Нормально ...  В пух и прах хвалит ...  Да, болезнь серьезная.  У тебя больной язык. Тут врач  не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

 

Врач дает рецепт - учебник грамматики  русского языка.

"Актеры" задают вопрос: "Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали?  В чем здесь ошибки? "

 

2. На доске записаны словосочетания:

пиши красивее

не увидеть сослепу

вытереть досуха

вымыть добела

ударить наотмашь

вытри дочиста

увидеть мельком

упасть навзничь

сделай иначе

уехать надолго

наесться досыта

Задание – переписать словосочетания, поставить ударение в наречиях, прочитать их правильно. К доске вызывается один ученик.

 

3.  На доске записаны предложения:

а)  Мальчик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в  ладони.

б)  Вперед подумай, потом отвечай.

в)  Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.

г)  Раздели яблоко напополам.

д)  Держитесь долее свободнее.

е)  Я приду к тебе днями.

Задание – исправить лексические ошибки в употреблении наречий. К доске вызывается один ученик.

 

VI Слово учителя: «Наречия в нашей речи могут выполнять еще одну функцию – связывать в тексте предложения. Выполним практические задания и сделаем вывод о роли наречий как средстве связи предложений в тексте».

1. Чтение текста (Русский язык: рабочая тетрадь для 7 класса. Часть II / Богданова Г.А., упр.16):

Лесистую долину мы облюбовали для своих детских игр еще в младших классах. Тут всегда было прохладно и тихо. Став взрослыми, мы по привычке приходили туда, если надо было о чем-то поговорить. Там мы снова собрались, когда узнали, что долину скоро начнут застраивать. Пока же здесь щебетали птицы и шелестели ветки деревьев и кустов.

Задание: с помощью каких наречий связываются слова в тексте, укажите смысловой разряд наречий.

2. Раздается текст на листочках. Работа проводится в парах. Задание: заменить в тексте повторяющиеся слова наречиями и местоимениями, определить, какие изменения вызвала эта замена:

Рано утром я вошел в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошел в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновенье мышь юркнула в щель под сараем.

Слова для замены: туда же; там; оттуда; она.

Чтение исправленного текста.

Вывод о роли наречий.

 

VII Подведение итогов конкурса на лучшую творческую работу по теме "Наречие". Конкурс проводился за неделю до проведения урока. Учащимся было предложено сочинить стихотворение, рассказ, сказку о наречии, составить кроссворд и т.д. Зачитываются лучшие работы. Мы представляем стихотворение Сипилина Романа, ученика 7Б класса, ставшего победителем в конкурсе на лучшую творческую работу о наречии.

 

Наречие


 

Я, конечно, не поэт,

Спору с этим нету,

Но готов я изложить

Мысли по предмету.

 

"Наречие, наречие", -

Мы слышим очень часто,

Сейчас узнаем, что это,

И будет просто классно!

 

Признак действия обозначает

И на вопросы отвечает:

Как? Куда? И

Где? Когда?

 

Почему и отчего?

С какой целью? Для чего?

Но не буду на месте стоять,

Буду я свой рассказ продолжать.

 

Наречие не склоняется,

Наречие не спрягается,

Скажу вам по секрету,

Что форм у него нету…

 

Без наречий нам, конечно,

Ну, никак не обойтись!

Для дальнейшего ученья

Надо ими запастись.

 

Наречий много в мире есть,

Но всех их мне не перечесть:

По-французски, по-немецки,

Да по-братски, по-советски,

 

Во-вторых и как-нибудь,

Вдалеке, как-либо,

И по-рысьи, и чуть-чуть,

Дружески, игриво,

 

Сгоряча и поневоле,

Оттого и потому,

Сдуру, сослепу и вволю,

Вдвое, так и почему.

 

Люди умные здесь жили,

Хорошо язык учили.

Вместе все наречия были,

Их на группы разделили.

 

Наречия имеют значения:

Образа и способа действия,

Цели, меры и степени,

Причины, а также и времени.

 

Есть близняшки "ни" и "не",

Но какую ставить где?

Ударенье любит "не",

Без ударенья – "ни" везде:

 

Нигде, нисколько, никогда,

Никак и ниоткуда,

И негде, некто, некогда,

А также неоткуда.

 

Язык не может состоять

Лишь только из наречий,

Нам не надо исключать

Другие части речи.

 

Ну, а если отличить

Их никак не можешь,

То советую читать

Стих сей сколько сможешь.

 

Кто будет знать наречия "на пять",

Учить их долго и упорно,

Тот без запинки будет отвечать

На уроке Ларисы Федоровны!


 

VIII Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Чью работу на уроке вы бы оценили на «хорошо» и «отлично»?

 

Категория: Русский язык | Добавил: amitrofanova (20.02.2013)
Просмотров: 12191 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz